"У нас струю включили, и она будет литься и литься"

Несмотря на то, что для России понятие энергосбережения не ново, и уже в 1996 году был принят первый федеральный закон N 28 "Об энергосбережении", наша страна значительно отстает от Европы и США, в том числе на бытовом уроне, по бережливости и использованию энергоэффективных технологий. Основная проблема заключается в отсутствии культуры бережливости, которая должна прививаться определением ценности того или иного ресурса. Эксперты полагают, что не хватает наглядности в индивидуальном учете потребления воды, тепла или электроэнергии.

Эксперты говорят, что с принятием в 2009 году 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была начата новая веха в истории энергосбережения России. При этом до массовой бытовой культуры энергосбережения в России еще далеко.

По данным Американского совета по энергоэффективной экономике, в 2014 году по уровню энергоэффективности Россия занимала 14-е место из 16 возможных. В рейтинге участвовали страны, формирующие более 70% мирового спроса на энергию. Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие большого количества ресурсов, россияне пока не научились их эффективно использовать.

По данным экобюро Greens, в среднем каждый житель России дома тратит примерно 2 кВт*ч электроэнергии в день. Самый экономный житель укладывается в 1 кВт ч в день, а расточительному надо 3 кВт ч и более в день.

Эксперты констатируют, что энергосбережение в сфере ЖКХ для России является одним из самых больных вопросов.

Игорь Ануфриев, генеральный директор компании Eaton в России (предоставляет решения для эффективного управления электрической, гидравлической и механической энергией.), отмечает, что потенциал энергоэффективности используется недостаточно, как правило, потребители ограничиваются установкой счетчиков и заменой обычных лампочек на энергоэффективные, но даже это происходит далеко не всегда.

Генеральный директор холдинга "Теплоком" Андрей Липатов утверждает, что уровень энергосбережения можно оценить только по сравнительному объему потребления. "Если он фактически падает, то это косвенный признак того, что люди стали экономить. Сегодня потребление при условии сопоставимых погодных условий примерно одинаково", — рассказывает он.

Алексей Поляков, председатель правления Совета по экологическому строительству в России, указывает на то, что энергосбережение и ресурсоэффективность развиты в сегменте коммерческой недвижимости, ведь у каждого здания есть хозяин, а все мероприятия можно проводить централизовано. "На бытовом уровне только-только начинают сберегать — для большой экономии денег и для маленькой заботы об окружающей среде. Пока можно не только не экономить, но и вовсе не платить за коммунальные услуги", — сокрушается господин Поляков.

По мнению Сергея Огороднова, председателя совета директоров компании Voltaware (разработали датчик и мобильное приложение для оптимизации расхода электроэнергии), энергосбережения в российских домохозяйствах в настоящий момент просто нет. "Скорее можно говорить о бесцельно расходуемой энергии. Максимум, что делает сейчас потребитель, — это выключает свет в помещении, когда внутри никого нет. Иногда, в редких случаях, люди стирают ночью, используя ночной — более низкий — тариф оплаты электроэнергии. Но в целом, несмотря на рост тарифов, россиянин об энергопотреблении пока не задумывается — например, все оставляют телевизор, DVD-проигрыватель и прочие приборы в режиме stand by, когда прибор как бы неактивен, однако мало кто знает, что даже в таком, казалось бы, "выключенном" режиме он потребляет от 10 до 20% электроэнергии. За ночь может набежать приличная сумма", — высказывается господин Огороднов.

А вот Сергей Пирогов, генеральный директор компании INWION (разработчик систем автоматизации для домов и офисов), полагает, что среди жителей мегаполисов растет сознательность по экономному использованию света, воды, тепла. "Отчасти на это влияет высокая мобильность жителей крупных городов — они видят примеры экономии в других странах, сами начинают задумываться о рациональном использовании ресурсов. Отчасти — большая гибкость властей на местах, готовых не только говорить об энергосбережении, но и делать что-то на бытовом уровне. Например, перенести отопительный сезон на день-два-три, если в этой время на улице +25 и горячие батареи в квартире неактуальны", — констатирует он.

Руководитель отдела строительного консалтинга "Профайн РУС" Александр Артюшин отмечает, что тема энергосбережения включает в себя самые разные аспекты — экономические, экологические, а также вопросы социальной политики. "Только при комплексном подходе мы можем получить действенный результат по сокращению потребления энергии. К сожалению, пока я не вижу предпосылок для создания именно такого подхода. Что касается интереса к тематике энергосбережения, то "зеленая" тема постепенно набирает популярность: на полках магазинов мы повсеместно встречаем фермерские и экологические продукты, которые пользуются значительным спросом среди населения. При строительстве домов россияне все чаще выбирают лампы и бытовые приборы класса энергоэффективности А+, радиаторы и отопительные котлы с большим КПД, а также энергосберегающие профильные системы. Более того, в России постепенно появляется пласт социально активных граждан, которые готовы отстаивать собственное право на экологическую безопасность. Тем не менее пока такой тренд — исключение из общего правила, своеобразный принцип "кнута": большая часть населения делает выбор в пользу энергоэффективности только из-за высоких тарифов на энергоносители и энергоресурсы. Пока у обычных россиян не хватает глобального осмысления темы энергосбережения", — подчеркивает он.

Кнут и просвещение

Важную роль в изменении отношения к ресурсам играет образование. В большинстве стран с ограниченными запасами ресурсов бережливость воспитывают с детства, правительства некоторых стран активно поддерживают образовательные инициативы в этой области.

У нас, как отмечает господин Ануфриев, ситуация обстоит иначе: в России информированность граждан о том, как использовать энергоресурсы более бережно, находится на достаточно низком уровне. "Однако постепенно внимание к вопросу эффективного управления ресурсами растет. Нам есть чему поучиться, и я надеюсь, что опыт других стран поможет нам прийти к пониманию того, что забота об окружающей среде — это норма поведения и обязательное условие жизни в современном мире", — подчеркивает он.

По словам господина Липатова, культура прививается определением ценности. "Поскольку самая очевидная ценность в сегодняшнем мире — это деньги и стоимость этого ресурса, то следует внедрять технологии, очевидно показывающие, сколько стоит потребление каждого из ресурсов. Например, в Голландии люди знают, что принять душ — это примерно два евро расходов", — поясняет господин Липатов.

Алексей Поляков говорит, что экологическую культуру надо прививать и воспитывать с самого раннего возраста, начинать в семье и продолжать в школе. "Но экономические меры являются самыми эффективными, благодаря не только высоким тарифам, но и снижению расходов при установке энергоэффективного оборудования", — уверен господин Поляков.

Елена Смирнова, ведущий эксперт экобюро Greens, считает, что культура сохранения энергии, помимо экономического метода, формируется двумя социальными механизмами — модой и просвещением. "Образование по энергосбережению в России прекрасно ведется на уровне детских садов, школ, учреждений дополнительного образования (для детей от 4 до 16-17 лет). Однако для взрослых важно внимание СМИ к этой проблеме, а его нет, кроме специализированных порталов, нет яркой и привлекательной социальной рекламы, об этом не говорят селебритиз. Студенты и молодежь делятся на два лагеря — одни очень ориентированы на сохранение энергии и другие экодействия, другие, напротив, полагают, что это не имеет никакого значения. Самое важное здесь — показывать, что такое ненужные траты энергии и как они влияют на каждого из нас. Один из наиболее показательных примеров — зарядные устройства от мобильных телефонов. Мало кто выключает их из сети после зарядки, не знают, что они продолжают потреблять энергию и выделять тепло", — приводит пример госпожа Смирнова.

Александр Бойцов, заместитель директора по развитию, руководитель группы проектирования скандинавского строительного концерна NCC, также считает, что одним из важнейших каналов убеждения является простая образовательная работа. "Необходимо объяснять, что экономия — это просто и доступно, что возможно экономить без ущемления комфорта. Мы много внимания уделяем информированию о технологиях энергосбережения через СМИ, на семинарах, в профессиональных сообществах. Большое значение также имеет качественная визуализация использования ресурсов: сколько по нормам, сколько было в прошлый период, сколько сейчас, сколько у соседей (соседний квартал, дом или в Европе). Лучше всего использовать простые графики или диаграммы, тогда на простых сравнениях видна связь между своим поведением, потреблением энергии и финансовым обременением. Я искренне считаю, что доносить идеи энергоэффективности необходимо простыми и доступными способами. Информация должна быть на сайте дома (ТСЖ), на доске объявлений в подъезде или в лифте или просто на обратной стороне счета (например, при получении счета за квартплату — индивидуальная диаграмма "было — стало")", — говорит господин Бойцов.

Сергей Пирогов, считает, что для прививания бережливости необходимо делать качественную социальную рекламу, без нотаций и навязывания, креативно и наглядно. "Второй способ — городским и региональным властям собственным примером показывать экономное расходование ресурсов — в больницах, детсадах, школах, административных зданиях. Постепенно энергосбережение войдет в привычку", — уверен он.

По мнению руководителя государственного казенного учреждения "Энергетика" Игоря Фролова, вопрос в том, как на федеральном уровне побудить жителей заключать энергосервисные контракты. "Я думаю, что через СМИ, через освещение опыта, реализацию успешных проектов, и не только в Москве. Есть же города, где модернизируется освещение в рамках энергосервиса. Все это нужно доводить до всех возможных потребителей, организовывать дополнительное обучение, просвещать в этом направлении, и, я думаю, энергосервис все-таки пойдет. В Москве самые низкие тарифы на тепло, на электроэнергию и на воду. Поэтому у нас потребление одно из самых высоких по сравнению с европейскими странами. Не только потому, что у нас энергоемкое производство, у нас даже в жилом фонде достаточно высокое потребление. Англичанин, чтобы помыть посуду, закроет слив в раковине и будет пользоваться водой, пока не сполоснет всю посуду, у нас струю включили, и она будет литься и литься, пока вся вода не утечет", — заключает господин Фролов.

Сделать дом умным

Сейчас на рынке представлено большое число методик, призванных сократить расходы на ресурсы.

По данным Игоря Ануфриева, надежными способами сократить энергопотребление в домах являются использование современных светодиодных ламп, датчиков движения для включения и выключения света, диммеров для снижения освещенности; а также использование общего выключателя на квартиру, отключающего все источники потребления, когда человек покидает помещение.

Господин Липатов подчеркивает, что методики расчета объема потребления давно понятны при условии учета всех потребляемых ресурсов. "Технологии, которых не хватает, — это повсеместное внедрение индивидуального учета потребления ресурсов, включая тепло, и автоматический пересчет объема потребления в деньги. Я имею в виду, что на табло любого счетчика должны быть не просто киловатты или кубические метры воды, но их стоимостное выражение в реальном времени. Чтобы каждый потребитель видел, что он потребил уже, например, на 500 рублей электроэнергии, на 100 рублей — воды и на 50 рублей тепла", — уверяет господин Липатов.

Господин Поляков приводит в пример замену систем освещения на светодиоды вместо ламп накаливания (даже минуя люминесцентные компактные лампы), установку датчиков движения и присутствия в подъездах и подземных уровнях. "Также к методам повышения энергоэффективности можно отнести применение альтернативных источников энергии — от геотермальных насосов до солнечных коллекторов и панелей. Пассивные методы экономии — максимальное использование натурального света, рекуперация тепла и холода, натуральная вентиляция, зеленые крыши, энергоэффективные стеклопакеты, жалюзи на окнах от жары. Активные методы — ресурсоэффективное оборудование в доме, применение умных систем управления зданием и в отдельной квартире онлайн-контроль и показания потребления энергии, дистанционные счетчики расхода", — перечисляет он.

По словам господина Огороднова, визуально уследить за всеми приборами, потребляющими электроэнергию, непросто, особенно если речь идет о двух- или трехкомнатных квартирах или удаленных дачах. "Что происходит на дачах, мы зачастую вообще не имеем представления, а сосед, вполне вероятно, тратит именно ваши киловатты на обогрев своего огромного коттеджа, просто подключившись к вашему силовому кабелю. Я считаю, что чем проще для потребителя будет сам процесс мониторинга энергопотребления, тем быстрее он начнет сокращать свои расходы на оплату потребления электричества ненужными приборами. Сейчас есть ряд очень простых технологических решений, например, с помощью смартфона, гаджета и интернета в режиме реального времени можно мониторить, какие приборы включены в квартире и сколько домохозяйство тратит энергии в сутки, в неделю, в месяц. Мы как раз сейчас тестируем такую систему на европейских потребителях. Первые результаты --экономия 30% на электричестве в месяц за счет того, что человек отключает неиспользуемые приборы или увеличивает собственное энергопотребление в ночные часы, когда тариф на электричество ниже", — рассказывает господин Огороднов.

А вот Валерий Залетин, технический директор НПК "Мегадор" (производит энергосберегающие обогреватели и системы отопления), считает, что люди в нашей стране готовы экономить. "Они отлично умеют считать, но вот знаний по возможностям для энергосбережения хватает не всегда. Поэтому культуру сохранения ресурсов в домах нужно прививать путем просвещения. Например, использование эффективных лампочек сейчас уже стала нормой. Однако на свет тратится только 5% потребляемой энергии, в то время как на отопление уходит 70%. Поэтому именно на отоплении и надо сделать фокус. В данном направлении крайне перспективным видится широкое использование обогревателей плинтусного типа, которые способны экономить до 40% расходов энергии на отопление", — делится господин Залетин.

Марина Тыщенко, вице-президент и глава Philips "Световые решения" в России и СНГ (специализируется на системах освещения), говорит, что одной из наиболее значительных статей расходов российских домохозяйств традиционно являются счета за электроэнергию, которые увеличиваются по мере роста тарифов ЖКХ. "Сегодня пятая часть электроэнергии, используемой в домах, приходится на освещение. Среднестатистическая квартира в России освещается 15 лампами накаливания мощностью 60 Вт, работающими в среднем по четыре часа в день. Суммарное потребление электроэнергии в такой квартире в трехлетней перспективе составит 3,942 МВт. Переход на энергосберегающие решения позволяет обеспечить значительную экономию средств семейного бюджета. Лучше всего с этой задачей справляются светодиоды, которые способны сократить затраты на освещение в 7,5 раза при сроке окупаемости от 7 до 16 месяцев. Они помогают до 90% экономить энергию", — рассказывает она.

Генеральный директор ООО "Адитим" (многопрофильный холдинг, занимается деревообработкой, энергосбережением и переработкой ПВХ) Георгий Солдатов предполагает, что тарифная политика является основной причиной того, что в России в основном массово используются технологии десятилетней давности, хотя на выставках в Германии, которая является "законодательницей мод" в области энергоэффективности, каждый год презентуют новые — все более и более эффективные — изобретения. "Технологий в этой области очень много. Из последних решений, уже нашедших массовое применение, можно отметить установку теплообменных инженерных систем, которые позволяют сохранять оптимальный микроклимат в здании: зимой удерживают тепло, летом — прохладу. Для этого используются "внутренние резервы" здания — например, воздух может охлаждаться с помощью холодной воды, текущей по трубам, проложенным в потолке. Обычно в таких помещениях окна без ручек, их нельзя открыть. Или можно открыть только внутреннюю створку: тогда через специальную щель попадает воздух с улицы, затем он нагревается в пространстве между внешним и внутренним стеклопакетом, подогретый, поднимается наверх и через другую щель входит в помещение. Это позволяет экономить на отоплении", — говорит он.

Еще одно решение — современные фасады с интегрированными солнечными батареями. В летнее время даже в условиях Подмосковья это поможет сократить потребление электроэнергии вдвое. "Представьте, как эффективна эта технология была бы в солнечном Краснодарском крае. А если дать потребителям возможность продавать излишки сгенерированной энергии в общую сеть, как это устроено в той же Германии? В целом прослеживается тренд на использование альтернативных источников энергии: в ближайшие несколько лет на рынке появится солнцегенерирующая прозрачная пленка (патент норвежской компании Ensol AS), которая позволит создавать энергогенерирующие окна. В Технологическом институте Джорджии ведется разработка стекла, которое умеет генерировать энергию ветра и дождя. Или уже применяемая в Европе система сбора и фильтрации дождевой воды: в крыше установлен датчик, который измеряет интенсивность дождя, первые несколько десятков литров воды идут на очищение крыши от пыли, затем наполняются резервуары. Современные системы фильтрации позволяют использовать эту воду для бытовых нужд", — рассказывает господин Солдатов.

Александр Артюшин подчеркивает, что оконные конструкции — это прежде всего строительные конструкции, и к ним предъявляются специальные требования как со стороны строительных норм, так и со стороны теплотехники. "Оконные конструкции играют огромную роль в тепловом балансе здания и его микроклимате. Доля суммарной площади остекления должна составлять от 18 до 25% площади стен. То есть четверть здания — это стеклянная поверхность, через которую уходит огромное количество тепла. Именно поэтому сегодня застройщики устанавливают энергоэффективные профильные системы. Современные оконные профили позволяют сократить потребление энергии, в первую очередь за счет особой внутренней конструкции. Так, например, от трех до пяти воздушных камер, а также герметичный уплотнитель не дают сквознякам проникнуть в помещение, а также не выпускают теплый воздух из комнаты", — приводит пример господин Артюшин.

Дарья Симонова