Неплатежи за коммунальные услуги. Прямая дорога в тупик

Пришла беда откуда не ждали. Население всегда отличалось своей аккуратностью при платежах за жилищные и коммунальные услуги. Это давало основания для утверждения о том, что проекты в ЖКХ потенциально не только выгодны и надежны, но и не рискованны. Но, не смотря на политику сдерживания тарифов и рост доходов населения, буквально в течение одного года резко возросли неплатежи за коммунальные услуги. В Томске, где неплатежи населения за коммунальные услуги - проблема, рост не платежей достиг критического уровня. В какой мере, почему – мнение заслуженного энергетика России Яворского М.И.

Казалось бы, в наше парадоксальное время, трудно кого-нибудь удивить. Но, тем не менее, страшно подумать – долги потребителей за тепло, свет и воду в области уже вплотную приблизились к двум миллиардам рублей! При этом, 82% неплатежей за тепловую энергию приходится на население. А 65,3% приходится на население, проживающее в домах с непосредственной формой управления (сказать откровенно, не управляемые).

По воде процент неплатежа населения составляет 91%, в домах с непосредственным управлением – 84%.

Прирост за 2013 год неплатежей за тепловую энергию составил 12%, за воду – 9,3%, а по электроэнергии – только за счет принятия Постановления Правительства № 354, которое противоречит даже законам физики, ежегодный прирост неплатежей составляет 3%.

В Томске уже появились баннеры, которые уговаривают людей погасить долги за коммунальные услуги. Некоторые ресурсоснабжающие предприятия в платежках стали указывать долги не только по дому, но и по конкретным квартирам неплательщиков. К сожалению, это мало помогает. Кстати, на этой беде кое- кто уже пытается «сделать деньги»: «эсэмески» и объявления на заборах настойчиво убеждают людей , что лучший способ меньше платить, скажем, за свет - это купить специальный магнит, который позволяет на время затормозить диск электросчетчика или водомера. Вот вам наглядный показатель того, что известный постулат о единстве и борьбе противоположностей вряд ли когда «заржавеет».

Многоквартирный дом. У семи нянек …

Вообще-то, за коммуналку платить надо. Тот, кто не делает этого, просто напросто ворует деньги у соседей по дому. То есть, живет за чужой счет. А это, в свою очередь, создает большие проблемы для ресурсоснабжающих организаций, которые не только должны возместить эксплуатационные затраты, купить уголь, газ, электричество, но и своевременно заплатить своим сотрудникам зарплату. Поэтому от того, насколько мы аккуратно рассчитываемся за тепло, свет и воду , зависит надежность и качество предоставляемых услуг.

Понятно, что люди не платят за ЖКУ по разным причинам. Одним, действительно, не хватает средств, другие – не платят сознательно. Однако тут дело не только в низкой платежной дисциплине, отсутствии элементарной порядочности, но и в том, что в домах вопросами энергосбережения, а значит и снижения платы за коммуналку, практически никто не занимается. Отсюда, люди справедливо возмущаются ростом затрат на тепло, а также загадочными «кульбитами» ОДН на электроэнергию.

Почему это происходит? В свое время Томск на всю страну прославился своей целевой программой «Народный счетчик», позволившей за счет средств областного бюджета установить приборы учета тепла в многоквартирных домах. Но, как известно, сам по себе прибор учета эффекта не дает - он просто информирует в каких направлениях нужно заниматься домом: регулировать внутридомовые сети отопления, внедрять автоматизированные системы управления и так далее. Но, к сожалению, эти функции выпали из поля зрения жилищников. В результате, за потребление энергоресурсов в многоквартирных домах, за редким исключением, у нас сегодня никто не отвечает. Отсюда проблемы с теплом и ОДН на электроэнергию.

Каждому дому – крепкий хозяин

Безусловно, формальных претендентов на то, чтобы стать хозяином дома, у нас хватает. Это - и ТСЖ, и ЖСК, и управляющие компании. Но вот почему-то, они не спешат это делать. В результате, многофункциональное хозяйство дома остается практически неуправляемым. От этого в прямом смысле слова страдают собственники, которые вынуждены своим рублем оплачивать издержки непрофессионалов, обслуживающих тепловые узлы, электрические и водопроводные сети.

В связи с этим возникает вопрос: « Если доморощенные жилищники ( управляющие компании, которые по сути давно превратились в обслуживающие) не справляются со своими обязанностями, не лучше ли передать эти функции профессионалам - специализированным сервисным компаниям или тем же ресурсоснабжающим организациям, которые не один пуд соли съели в этих делах. Замечу, что такую систему работы надо выстраивать в масштабах всего города, а не в каком -то отдельно взятом доме. Только в этом случае можно добиться желаемого эффекта - экономии энергоресурсов и, как следствие, снижения платежей для собственников жилья.

Понятно, что энергосбережением по большому счету можно заниматься только тогда, когда кроме нормативной базы, по которой работает вся страна, будут разработаны региональные и муниципальные нормативные акты, учитывающие местные условия. Это означает, что в стороне от процессов, которые развиваются в жилищном хозяйстве, не должны оставаться муниципальные и региональные органы власти. При этом, конечно, инициатива по проведению тех или иных энергосберегающих мероприятий должна рождаться в первую очередь внутри каждого дома, поскольку это близко и понятно живущим в нем людям. Там же, внутри дома, должна развернуться и основная борьба с должниками.

Насколько реально избавиться от самого факта неплатежей за коммунальные услуги?

Конечно, непорядочные люди всегда были и останутся. Призывы на баннерах, вряд ли повлияют на платежную дисциплину. Но любому человеку, поверьте, становится не по себе, когда он в неприличном свете, выглядит в глазах своих соседей по дому. Что касается сообщений о должниках в платежках, то эта мера более эффективна. Не каждый согласится вечером распивать чаи или что покрепче с теми, кто их день-деньской обворовывает, рассчитываясь за электроэнергию по «нечестному» нормативу, а то и вовсе не платить.

Но так же есть проблема на уровне законодательства и государственной информационной политики. Если законодательство и пропаганда на государственном уровне будут считать население священной коровой, которой все позволено и любой не плательщик всегда прав, то ряды не плательщиков будут расти стремительно и повсеместно. Что мы и наблюдаем сегодня. Ни кому же не придет в голову потребовать в магазине товар бесплатно. И украсть накладно, посадить могут. А с коммунальными услугами похоже это можно. Так чему же удивляться, когда мы сталкиваемся с «неожиданными» не платежами?

Кстати 

Самая большая задолженность в области за тепло - 918 миллионов рублей. За электроэнергию потребители задолжали 690 миллионов, а за воду – 311 миллионов рублей. 

Михаил ЯВОРСКИЙ, 

Заслуженный энергетик России. Томск