Правила предоставления коммунальных услуг: мифы и реальность

В начале этого года резкое повышение коммунальных платежей накалило социально-политическую обстановку в некоторых регионах. Это стало неожиданностью для федеральной и  региональных  властей, которые в очередной раз продемонстрировали отсутствие  способности подготавливать новые качественные нормативные правовые акты в сфере ЖКХ  и своевременно оценивать последствия их введения.

В полной мере это проявилось в отношении новых Правил предоставления коммунальных услуг. Правила всегда были в центре общественного внимания, но новый  документ, несмотря на свою молодость (введен  в действие только с 1 сентября 2012 года),  уже  побил  все рекорды популярности. Его активно обсуждают все: от обычных  граждан  до руководителя  правительства. 

Даже глава государства в конце февраля, действуя по принципу «доброго царя и плохих бояр», раскритиковал Минрегион и поручил правительству в сжатый  срок установить предельный  рост  платы для граждан за услуги  ЖКХ, отметив при этом, что в целом по стране он не должен превышать 6% в год.

Одной из причин  ограничения роста платы и повышенного интереса к Правилам, стали  их  новации,  которые в определенной степени и спровоцировали  чрезмерный  рост  платежей  за коммунальные услуги в начале 2013 года. 

При этом надо заметить, что ещё раньше правительство запланировало  в июле  2013 года рост тарифов на газ  для населения на 15%, электроэнергию — на 12-15%  и  тепловую  энергию — на 10%. Как увязать данное повышение тарифов с лимитом роста платы в 6% пока не ясно. Например, по оценкам некоторых аналитиков, если оптовые цены “Газпрома» будут пересмотрены из расчета темпов роста не на 15%, а на 6%, то с 1000 куб. м газа “Газпром” недополучит по 270 руб, а на внутреннем рынке в целом может не получить 9,45 млрд руб. Правда , надо заметить, что «национальное достояние» всегда регулировалось на основе исключений из общих правил. Не хватит 6%, чтобы покрыть затраты на инвестпрограммы электроэнергетических генерирующих и сетевых компаний. Но наибольшее опасение при снижении темпов роста тарифов вызывает состояние инфраструктуры, связанной с теплоснабжением и водоснабжением.  Если искусственно ограничить рост цен на эти услуги (при росте цен на газ) , то эти отрасли потеряют инвестиционную привлекательность и в будущем может ещё больше обостриться  проблема износа сетей. Поэтому для ограничения роста платежей граждан  придется,  либо заниматься сдерживанием  тарифов, либо снижением объема предоставления коммунальных ресурсов и необоснованных потерь, либо -тем и другим.  Только неясно откуда брать деньги на инвестиционные программы и программы комплексного развития инженерной инфраструктуры городов и поселков.  В общем, получается  дорогостоящая история,  когда  вдруг   предложено вернуть в законодательство норму, которая до 2012 года позволяла ограничивать рост платежей граждан за коммунальные услуги.

 Принятое неожиданно ограничение  роста платежей граждан в большой степени явилось следствием новации Правил - введения новых платежей за коммунальные услуги — «на общедомовые нужды». Мы неоднократно утверждали, что  деятельность «по подаче коммунальных ресурсов» для использования общего имущества многоквартирного дома надо относить не к коммунальным услугам, а к содержанию общего имущества. Стоимость  содержания и ремонта  общего имущества многоквартирного дома должна  включать все трудовые и материальные затраты (в том числе электричество, тепло, воду).  Потому, что в соответствии с Жилищным кодексом именно сами собственники помещений в многоквартирном доме  (или в некоторых случаях –органы местного самоуправления) определяют расходы на содержание общего имущества. Размер этих расходов должен возмещаться через плату за содержание и ремонт жилья. Но сравнительно небольшой объем данных расходов на общедомовое потребление был определен согласно Правилам предоставления коммунальных услуг  на основе нормативов, которые утверждали региональные власти. Во многих случаях они были разработаны и установлены в нарушение действующих правил, а их размер был завышен. Поэтому жильцам многоквартирных домов вписывали в счета эти завышенные расходы за электричество, тепло и воду, включая их  необоснованные потери. Кроме того, введение «новых» видов коммунальных услуг привело к тому, что при использовании общего имущества (нежилые помещения) в многоквартирном доме, плата с потребителей (рассчитанная и по нормативам, и по приборам учета) взимается не только в завышенном объеме, но и в полном размере как в жилых помещениях.

Другой новацией новых  Правил можно считать указание на то, что объем потребления коммунальных услуг определяется только в расчете на месяц потребления каждого  коммунального ресурса. Конкретно это затрагивает в основном услугу отопления. Некоторые граждане хотели рассчитываться только по фактическому потреблению, теперь они это получили. В разные месяцы платеж стал разным. В отопительный период в полтора–два раза выше (чем при равномерной оплате услуг отопления в течение года), а если он начинается и заканчивается не с первого числа месяца, то и с округлением в большую сторону.

Правда, в последний момент Правительством было принято постановление от 27.08.12 № 857, предусматривающее  по решению субъекта  РФ возможность сохранения прежнего  порядка расчета платы за услуги по отоплению (равномерно по всем месяцам года). То есть было сохранено действие старых Правил (постановление от 23 мая 2006 года № 307) в части порядка расчета платы за отопление до конца 2014 года, но в некоторых случаях это не помогло.

Полномасштабный переход к использованию поквартирных приборов учета и определения на их основе фактического потребления в сфере ЖКХ не нашел  адекватного отражения в Правилах предоставления коммунальных услуг. Возникает много вопросов по разнесению итоговой суммы платежа, определенной с помощью домового прибора учета и платежей на основе квартирных счетчиков, принадлежащих собственникам и квартиросъемщикам. Узкими местами при введении поквартирного учета является  снятие показаний с приборов учета, передача  и контроль за ними со стороны заинтересованных организаций.  Опыт электроснабженческих организаций, раньше внедривших квартирный учет потребления электроэнергии, показывает, что требования к жильцам установить счетчики за свой счет будут приводить в основном к относительно недорогим приборам учета, качество и срок службы, которых невысоки. Кроме того, в данных случаях не существует технологических возможностей для автоматического дистанционного считывания показаний приборов учета, если они расположены внутри квартиры. Поэтому в недавно подготовленной стратегии развития электросетевого комплекса России ответственность за установку счетчиков, их эксплуатацию и  учет электроэнергии предлагается целиком и полностью возложить на сетевые организации. А субъектам рынка и потребителям предоставить недискриминационный доступ к данным.

К сожалению, наметилась тенденция, что  качество очередных Правил предоставления коммунальных услуг с каждым новым постановлением, которым они утверждаются, становятся все ниже, а сам объём Правил  значительно сложнее и больше. Например, Правила, утвержденные в  2011 году (постановление правительства от 06.05.2011 года № 354)  выросли  по размеру в два  раза по сравнению с таким же документом,  утвержденным в 2006 году (постановление правительства от 23.05.2006 года № 307), или в пять раз - по сравнению с 1994 годом (постановление правительства от 26.09.1994 года № 1099).  Мы ещё раньше утверждали, что новые Правила написаны не для обычных людей, несмотря на то, что они затрагивают интересы каждого гражданина. Стремление дать законную инструкцию на все случаи жизни, чрезмерная детализация и подробное изложение,  множество  терминов и формул  в расчетной части значительно затрудняет  восприятие нового документа. Правила трудно прочитать и понять с одного раза даже специалисту, не говоря уже об обычных людях.