Коммунальная правда, "Эхо Москвы в Томске"

Корр.: «В начале этого года заговорили о больших долгах за коммуналку, причем не только ресурсоснабжающие организации, но и власти. Какая сейчас ситуация?»

С. Вагина, директор Томского расчетного центра: «Нам приятно, что, наконец, обращены взоры руководителей, потому что проблема упирается не только в высокие долги населения, но проблема еще и в том, что необходимо обеспечить ресурсами поставщиков, чтобы население пользовалось услугами. Проблема возникла не вчера. Когда жители жалуются на высокие платежи, их поощряют в этом - предлагают способы, как не платить, это приводит к тому, что наращивается этот процесс. Думаю, что сейчас процесс можно будет нормализовать. Мы являемся сбытовым агентом "Томскводоканала". Задолженность населения - 300 млн. Это практически 2 месяца город не платит за воду».

Корр.: «В "ТГК-11" какая ситуация по отоплению и по горячей воде?»

И. Ющенко, директор «Теплоэнергосбыта» томского филиала «ТГК-11»: «Долги всех потребителей за тепло и горячую воду по состоянию на 1 апреля составляют 1 млрд. 360 млн. рублей, из них 920 млн - просроченная дебиторская задолженность. Суммарно примерно 3 месяца все наши потребители не оплачивают услуги, то есть разрыв еще больше, чем в "Водоканале". Отдельно хотелось бы выделить население - это наш главный неплательщик. По состоянию на 1 апреля долги населения составляют 1 млрд. 164 млн. руб., 84%. 7% имеют бюджетные организации, 9% - все остальные потребители (бизнес, строительство, промышленность)».

Корр.: «Доля ТСЖ, ЖСК, которые не платят?»

И. Ющенко: «Из указанной цифры 954 млн. руб. - это долги тех жителей, которые платят напрямую в "ТГК-11", 192 млн. руб. - это долги ТСЖ, ЖСК. В целом по сравнению с 1 апреля прошлого года просроченная дебиторская задолженность увеличилась на 3,76%, а по населению она увеличилась на 6%».

Корр.: «Как Вы выкручиваетесь из этой ситуации? С. Вагина сказала, что 2 месяца сотрудники должны были работать за бесплатно».

И. Ющенко: «На самом деле это всего лишь малая проблема - зарплата сотрудников. Основные затраты как "Водоканала", так и "ТГК-11" связаны с обеспечением поставки ресурсов. Для большой энергетики актуально топливо. Около 50% нашего тарифа - это уголь и газ. Мы фактически работаем в долг. К тому же, есть определенные кассовые разрывы, связанные с тем, что начисления у нас производятся основные суммарно зимой, а ремонтные траты идут летом, поэтому по-хорошему к лету мы должны подсобрать максимально наши финансовые возможности, чтобы пройти летнюю ремонтную кампанию. Основные способы известны во всем мире - это кредиты и борьба с должниками».

Корр.: «На прошлой неделе Томскстат проанализировал тарифы за основные коммунальные услуги в СФО. В Томске зарегистрировали самый высокий тариф на холодную воду по счетчикам и за водоотведение - 29 рублей 5 копеек за кубический метр. В Абакане самый низкий тариф - 7 рублей 25 копеек».

С. Вагина: «Когда сравнивают тарифы, никто не говорит, что вода в Томске - в единственном сибирском регионе - из подземных источников, у нас артезианская вода. Представьте, поднять из скважины, с глубины 100 метров, доставить ее до города! В тарифе у "Водоканала" есть электроэнергия, чтобы поднять, доставить до города. Поэтому сравнивать затраты на воду речного водозабора и подземного – неправильно».

Корр.: «Каким образом проходит работа с должниками?»

И. Ющенко: «Ежемесячно мы подаем несколько сотен исков к должникам города Томска».

Корр.: «1 марта вступил в силу федеральный закон, по которому, если я как потребитель не плачу 2 месяца за любую комуслугу, мне могут ее отрезать».

И. Ющенко: «Раньше срок неуплаты составлял 3 месяца, сейчас правительством РФ он сокращен до 2-х. Наша власть на уровне президента уже неоднократно говорила о том, что те условия, которые раньше были разработаны в жилищно-коммунальной сфере, во многом односторонние - они больше защищают потребителей, чем ресурсоснабжающие организации. Сейчас идет крен на выравнивание этих сценарных условий».

Звонок: «Поселок Светлый. Я 1,5 года уже сужусь с ВИГК. Я удивился, когда мне предъявили счет, что я чего-то должен, хотя я за 8 лет плачу. Мне предъявили 10 тысяч за 8 лет. Я начал разбираться. Сейчас прохожу третью инстанцию суда, и на каждом суде мне говорят, что эти компании неправильно начисляли ни пеню, ни применяли расценки правильно. У нас другого качества вода, департамент тарифного регулирования публикует для поселка Светлого свои расценки, но ВИГК применят городские расценки. Выяснилось, что 50% тех цифр, которые они публикуют, что якобы им не платят, это обычная их подушка безопасности. То есть они в наглую, пользуясь тем, что бабушки разбираться не будут, кричат, что им не доплачивают».

С. Вагина: «Если в частном случае были произведены ошибки, это не значит, что все организации делают это с нарушениями. Крупные поставщики, такие как "Водоканал", "ТГК-11", "Энергосбыт", находятся под пристальным вниманием всех контролирующих органов. В квитанции указан тариф, который легко можно проверить, и объем, который тоже установлен постановлением. Обмануть тут невозможно, это легко проверяется любым человеком. Если бы не было проблем с оплатой услуг, то не брались бы кредиты, и не было бы задолженности того же "Водоканала" перед энергетиками за поставленные ресурсы. Результаты опросов показывают, что 50% населения оплачивают добросовестно, а 25% оплачивают от случая к случаю, часть дожидаются "акций"».

Корр.: «Почему, имея цифры реального потребления домами теплоносителя по народным счетчикам, "Теплоэнергосбыт" выставляет платежи по нормативу?»

И. Ющенко: «Наличие на доме прибора учета не означает, что данный прибор работает, что он допущен к эксплуатации. Плюс есть второй нюанс - потребитель обязан своевременно передавать показания приборов учета. Зачастую обслуживающие организации передают показания либо некорректно, либо забывают. Естественно, энергоснабжающей организации негде взять эти показания, поэтому сначала мы считаем по среднему, а потом - по нормативу».

Корр.: «Кошурникова, 5а. Начисления за отопление выросли более, чем в 2 раза в сравнении с прошлым годом. Зима этого года теплее, при этом при переходе от ТСЖ к управляющей компании "Теплоэнергосбыт" присвоил себе мой платеж - 1,5 тысячи рублей - в счет долгов других людей».

И. Ющенко: «Там ситуация банальная. ...».

Корр.: «Неделю назад здесь присутствовали представители "Спецавтохозяйства" и рассказывали, что жильцы платят за мусор, а УК и ТСЖ не доносят эти деньги до "Спецавтохозяйства". Получается, они тоже работают за бесплатно, вывозя мусор».

Томич: «Как быть с жильцами, у которых нулевая прописка? Вода бежит – кошмар».

С. Вагина: «Вы готовы, если мы по указанному вами адресом подъедем, и вы подпишитесь свидетелем о факте проживания жителей?»

Томич: «Нет, не хочу!»

С. Вагина: «Это тот пример, который есть. Есть способ сейчас - составляется акт в присутствии двух свидетелей. Этот акт потом направляется в миграционную службу для составления административного акта, и по этим актам мы проводим начисления по факту проживания за услуги. Этот вопрос встанет очень остро, когда расчет будет проводиться по общедомовым приборам учета. В настоящий момент пока проводятся начисления только либо по количеству зарегистрированных, либо по факту установленных проживающих жильцов».

Корр.: «В этом году на уровне правительства заговорили о том, что нужно существенно увеличить штрафы за просрочку платежей чуть ли не на 20%. Это поможет в борьбе с должниками?»

С. Вагина: «Думаю, для тех, кто платит не регулярно, это будет стимулом, чтобы платить своевременно. Для тех, кто попал в сложные жизненные обстоятельства, это будет серьезно, но мы всегда обращаемся к жителям: у кого сложности с оплатой, обращайтесь, мы вам поможем».

Корр.: «Долги по коммуналке будут портить кредитную историю, банки будут отказывать в займах. Мне кажется, мы пугаем постоянно население».

С. Вагина: «Мы население не пугаем, мы с ним разговариваем. В магазине ни один продукт нам без оплаты не дадут. Низкая цена на ресурсы, которая была во времена Советского Союза, приучила людей к мысли, что эти ресурсы бесплатные».

Корр.: «Почему, если зима была теплая, оплата за тепло была такая же, как в прошлом году?»

И. Ющенко: «На самом деле нельзя сравнивать год с годом, нужно сравнивать месяц с месяцем, потому что в этом году были холодные месяцы, в прошлом году были холодные месяцы. В любом случае львиная доля жителей города рассчитываются по общедомовым приборам учета тепла».

Другие новости