Комитет по экономической политике Совета Федерации утвердил рекомендации по начислению платы за общедомовые нужды
Комитет по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утвердил рекомендации по начислению платы за общедомовые нужды.
Рекомендации Правительству Российской Федерации по вопросу корректировки нормативно-правовой базы в части начисления платы за общедомовые нужды были выработаны в ходе заседания "круглого-стола" на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации, которое состоялось 27 октября 2014 года.
Напомним что в заседании приняли участие более 60 представителей профильных органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, профессионального и научного общества, общественные организации.
Резолюция «круглого-стола» на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации.» в ближайшее время будет направлена в Правительство Российской Федерации.
Участники "круглого-стола" в частности отметили что:
1. Существующая система отношений не является сбалансированной. Она приводит к снижению качества жилищно-коммунальных услуг, дестабилизации и социальной напряженности, взаимным претензиям, росту неплатежей, снижению мотивации на экономию ресурсов, завуалированному повышению платы непрозрачности рынка ЖКУ.
Возложение финансовой ответственности за сверхнормативное потребление ОДН на управляющие организации и исключение финансовой мотивации конечных потребителей к снижению ОДН оказались неэффективными и несистемными решениями, негативные последствия которых проявляются в следующем:
• Собственники помещений не видят смысла в поддержке предложений управляющих организаций, направленных на снижение энергопотребления. Более того, воспринимают предлагаемые мероприятия враждебно, солидарно покрывают воровство соседей, игнорируют предложения по капитальному ремонту сетей и т.п. Это приводит к росту напряжения в отношениях между собственниками помещений (потребителями) и управляющими организациями, поставщиками ресурсов, тормозит развитие института ответственного собственника жилья.
• Даже добросовестные управляющие организации, в результате не находя поддержки собственников помещений и не имея источников компенсации выпадающих доходов, предпочитают не оплачивать сверхнормативный объем поставщикам ресурсов. Либо соразмерно снижают качество жилищных услуг. В целом это приводит к росту неплатежей, дестабилизации рынка ЖКУ, снижению качества услуг, невозможности отличить добросовестную организацию от недобросовестной.
• Поставщики ресурсов вынуждены в судебном порядке требовать с управляющих организаций оплаты объема сверхнормативных ОДН. Это приводит к банкротству даже добросовестных управляющих организаций, недопустимому росту неликвидной задолженности, подлежащей включению в тариф ресурсоснабжающей организации.
• В конечном итоге население, так или иначе, все равно оплачивает сверхнормативное потребление ресурсов на ОДН, но уже крайне не прозрачно, не имея персонифицированного интереса на поддержку мероприятий по снижению ОДН. В результате тормозится развитие культуры энергосбережения.
Принудительный перевод платы за ОДН из коммунальной услуги в жилищную услугу, без учета мнения сторон договора управления и ситуации в конкретном доме, только усугубит существующие проблемы.
• Никаких новых механизмов снижения ОДН за счет принудительного перевода платы в жилищную услугу не появится. Проблема сверхнормативного ОДН не решается.
• У поставщиков ресурсов исчезнет возможность получать денежные средства за поставленный ресурс напрямую с конечных потребителей, что приведет к росту неликвидной задолженности, и соответствует исключительно интересам недобросовестных управляющих организаций.
Целесообразно переводить ОДН в жилищную услугу только по решению общего собрания собственников помещений, которые совместно с управляющей компанией согласовали размер платы с учетом возможных мероприятий по снижению расхода ресурсов на ОДН.
2. Решение проблемы должно быть комплексным и включать в себя:
a. Создание действенных механизмов борьбы с основными причинами высоких ОДН.
b. Создание солидарной мотивации конечных потребителей ресурсов к решению проблем высокого расхода ресурсов на ОДН.
c. Создание условий для запуска механизмов энергосервисного контракта в многоквартирных домах.
d. Предоставление возможности участникам отношений самостоятельно выбрать оптимальную схему расчетов с учетом особенностей конкретного дома.
В числе приоритетных направлений корректировки законодательства и нормативно правовой базы должны быть:
• Повышение ответственности за неустановку индивидуальных приборов учета, за хищения энергоресурсов и искажение показаний.
• Повышение ответственности управляющих организаций за отсутствие профессиональных предложений по снижению ОДН.
• Расширение прав общего собрания по принятию решений, направленных на снижение ОДН, обязательных к исполнению всеми собственниками помещений и потребителями в МКД.
• Исключение возложения на управляющие организации разницы между фактической величиной ОДН и нормативом. Отмена нормативного определения платы за ОДН для МКД, в которых установлены общедомовые приборы учета.
• Стимулирование развития систем дистанционного учета и контроля потребления энергетических ресурсов
• Установление порядка учета и начисления индивидуального потребления для помещений, где нет официально зарегистрированных жителей (в случае отсутствия прибора учета, где начисление производится по нормативам).
• Нормативного закрепления обязанности для собственников помещений в МКД по передаче показаний индивидуальных приборов учета ежемесячно в жестко оговоренные сроки
• Необходимости формирования условий для реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.
• Представления собственникам помещений многоквартирных домов право принимать решение о включении платы за ресурсы, предоставленные на ОДН, в состав платы за жилищную услугу при реализации мероприятий по снижению расходов на ОДН, предусматривающих установление абонентской платы на риск исполнителя по согласованной цене (энергосервисных контрактов).
Участники "круглого-стола" предложили рекомендовать Правительству Российской Федерации при подготовке законопроектов и внесении изменений в подзаконные нормативные акты, касающиеся вопросов начисления оплаты за общедомовые нужды, предоставить собственникам помещений многоквартирных домов право принимать решение о включении платы за ресурсы, предоставленные на ОДН, в состав платы за жилищную услугу на условиях, согласованных с управляющей организацией. В случае отсутствия указанного решения обязать собственников помещений оплачивать коммунальные ресурсы в соответствии с фактическим потреблением (по показаниям приборам учета) в адрес поставщика коммунальных ресурсов.
Такой вариант решения, вместе с реализацией указанного комплекса мер, направленных на снижение ОДН, позволит наиболее эффективно выполнить поручения Председателя Правительства по итогам форума в Челябинске и улучшит ситуацию в отрасли.
Рекомендации Правительству Российской Федерации по вопросу корректировки нормативно-правовой базы в части начисления платы за общедомовые нужды были выработаны в ходе заседания "круглого-стола" на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации, которое состоялось 27 октября 2014 года.
Напомним что в заседании приняли участие более 60 представителей профильных органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, профессионального и научного общества, общественные организации.
Резолюция «круглого-стола» на тему: «Проблемы законодательного регулирования начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Практика субъектов Российской Федерации.» в ближайшее время будет направлена в Правительство Российской Федерации.
Участники "круглого-стола" в частности отметили что:
1. Существующая система отношений не является сбалансированной. Она приводит к снижению качества жилищно-коммунальных услуг, дестабилизации и социальной напряженности, взаимным претензиям, росту неплатежей, снижению мотивации на экономию ресурсов, завуалированному повышению платы непрозрачности рынка ЖКУ.
Возложение финансовой ответственности за сверхнормативное потребление ОДН на управляющие организации и исключение финансовой мотивации конечных потребителей к снижению ОДН оказались неэффективными и несистемными решениями, негативные последствия которых проявляются в следующем:
• Собственники помещений не видят смысла в поддержке предложений управляющих организаций, направленных на снижение энергопотребления. Более того, воспринимают предлагаемые мероприятия враждебно, солидарно покрывают воровство соседей, игнорируют предложения по капитальному ремонту сетей и т.п. Это приводит к росту напряжения в отношениях между собственниками помещений (потребителями) и управляющими организациями, поставщиками ресурсов, тормозит развитие института ответственного собственника жилья.
• Даже добросовестные управляющие организации, в результате не находя поддержки собственников помещений и не имея источников компенсации выпадающих доходов, предпочитают не оплачивать сверхнормативный объем поставщикам ресурсов. Либо соразмерно снижают качество жилищных услуг. В целом это приводит к росту неплатежей, дестабилизации рынка ЖКУ, снижению качества услуг, невозможности отличить добросовестную организацию от недобросовестной.
• Поставщики ресурсов вынуждены в судебном порядке требовать с управляющих организаций оплаты объема сверхнормативных ОДН. Это приводит к банкротству даже добросовестных управляющих организаций, недопустимому росту неликвидной задолженности, подлежащей включению в тариф ресурсоснабжающей организации.
• В конечном итоге население, так или иначе, все равно оплачивает сверхнормативное потребление ресурсов на ОДН, но уже крайне не прозрачно, не имея персонифицированного интереса на поддержку мероприятий по снижению ОДН. В результате тормозится развитие культуры энергосбережения.
Принудительный перевод платы за ОДН из коммунальной услуги в жилищную услугу, без учета мнения сторон договора управления и ситуации в конкретном доме, только усугубит существующие проблемы.
• Никаких новых механизмов снижения ОДН за счет принудительного перевода платы в жилищную услугу не появится. Проблема сверхнормативного ОДН не решается.
• У поставщиков ресурсов исчезнет возможность получать денежные средства за поставленный ресурс напрямую с конечных потребителей, что приведет к росту неликвидной задолженности, и соответствует исключительно интересам недобросовестных управляющих организаций.
Целесообразно переводить ОДН в жилищную услугу только по решению общего собрания собственников помещений, которые совместно с управляющей компанией согласовали размер платы с учетом возможных мероприятий по снижению расхода ресурсов на ОДН.
2. Решение проблемы должно быть комплексным и включать в себя:
a. Создание действенных механизмов борьбы с основными причинами высоких ОДН.
b. Создание солидарной мотивации конечных потребителей ресурсов к решению проблем высокого расхода ресурсов на ОДН.
c. Создание условий для запуска механизмов энергосервисного контракта в многоквартирных домах.
d. Предоставление возможности участникам отношений самостоятельно выбрать оптимальную схему расчетов с учетом особенностей конкретного дома.
В числе приоритетных направлений корректировки законодательства и нормативно правовой базы должны быть:
• Повышение ответственности за неустановку индивидуальных приборов учета, за хищения энергоресурсов и искажение показаний.
• Повышение ответственности управляющих организаций за отсутствие профессиональных предложений по снижению ОДН.
• Расширение прав общего собрания по принятию решений, направленных на снижение ОДН, обязательных к исполнению всеми собственниками помещений и потребителями в МКД.
• Исключение возложения на управляющие организации разницы между фактической величиной ОДН и нормативом. Отмена нормативного определения платы за ОДН для МКД, в которых установлены общедомовые приборы учета.
• Стимулирование развития систем дистанционного учета и контроля потребления энергетических ресурсов
• Установление порядка учета и начисления индивидуального потребления для помещений, где нет официально зарегистрированных жителей (в случае отсутствия прибора учета, где начисление производится по нормативам).
• Нормативного закрепления обязанности для собственников помещений в МКД по передаче показаний индивидуальных приборов учета ежемесячно в жестко оговоренные сроки
• Необходимости формирования условий для реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.
• Представления собственникам помещений многоквартирных домов право принимать решение о включении платы за ресурсы, предоставленные на ОДН, в состав платы за жилищную услугу при реализации мероприятий по снижению расходов на ОДН, предусматривающих установление абонентской платы на риск исполнителя по согласованной цене (энергосервисных контрактов).
Участники "круглого-стола" предложили рекомендовать Правительству Российской Федерации при подготовке законопроектов и внесении изменений в подзаконные нормативные акты, касающиеся вопросов начисления оплаты за общедомовые нужды, предоставить собственникам помещений многоквартирных домов право принимать решение о включении платы за ресурсы, предоставленные на ОДН, в состав платы за жилищную услугу на условиях, согласованных с управляющей организацией. В случае отсутствия указанного решения обязать собственников помещений оплачивать коммунальные ресурсы в соответствии с фактическим потреблением (по показаниям приборам учета) в адрес поставщика коммунальных ресурсов.
Такой вариант решения, вместе с реализацией указанного комплекса мер, направленных на снижение ОДН, позволит наиболее эффективно выполнить поручения Председателя Правительства по итогам форума в Челябинске и улучшит ситуацию в отрасли.